Портрет будущего ПЕРВОКЛАШКИ
Портрет
будущего ПЕРВОКЛАШКИ
Вашему
ребёнку 5 – 6 лет. Вроде ещё совсем кроха, а уже не за горами учёба… Этот последний предшкольный год – время
родительских тревог, будет ли ребёнок соответствовать всем тем требованиям,
которые современная школа предъявляет будущему первокласснику?
Однако, как
показывает опыт, у мам и пап подчас довольно туманные представления о том, чего
можно и нужно ждать от ребёнка на пороге первого класса. И потому нередко при
подготовке к школе акцент делается на вещах второстепенных и даже вредных. А
то, что является гораздо более важным, подчас остаётся вовсе без внимания.
Ожидание
родителей:
Моего ребёнка спокойно можно отдавать
в школу в 6 лет и даже раньше: он прекрасно развит, ему уже просто нечего
делать в детском саду!
Ответ:
Чтобы
ребёнок смог сосредоточенно работать в течение, как минимум, 4 уроков, он
должен быть готов к школе не только интеллектуально, но функционально
(физиологически). Показатели функциональной готовности является:
1) начало смены молочных зубов
2) так
называемый филиппинский тест, когда ребёнок через голову должен дотянуться до
мочки уха.
Ожидание
родителей:
Мой ребёнок очень спокойный и
сосредоточенный: в шумные игры сверстников не ввязывается, возится один со
своими игрушками. Я думаю, с таким характером он станет лучшим учеником.
Ответ:
Социальная
зрелость для будущего первоклашки не менее важна, чем физиологическая. Если к моменту
поступления в школу у ребёнка нет опыта общения со сверстниками, у него могут
возникнуть серьёзные проблемы:
· Он не представляет себе, что такое
совместная работа, потому что не привык играть по правилам, которые
устанавливает кто-то другой;
· У него может быть очень завышена
самооценка, потому что ему не приходилось сравнивать себя с другими детьми;
· Не имея опыта общения в детском коллективе,
он будет глубоко переживать конфликты и неурядицы, без которых невозможна
школьная жизнь, и это также может помешать нормальной учёбе. Если ребёнок не
научился общаться со сверстниками, если каждый контакт заканчивается ссорами и
слезами, если он избегает детского общества, нужно уделить этому особое
внимание.
Необходимо,
чтобы ребёнок научился взаимодействовать не только с детьми, но и с чужими
взрослыми: не теряться, не стесняться, не прятаться за мамину юбку, но и
держать дистанцию, отвечать на вопросы, выполнять инструкции.
Обратите
внимание:
Детский сад
– отнюдь не гарантия социального развития. Ведь и в саду ребёнок может избегать
контактов, копаясь в одиночестве в песочнице или катая в уголочке свою машинку.
А «домашний» ребёнок, в свою очередь, может обладать вполне достаточным
социальным опытом, если он активно играет с другими детьми на площадке, на
даче, ходит в кружок или студию, если у него, наконец, есть братья и сёстры.
Ожидание
родителей:
У нашего ребёнка великолепно развита
координация движений: он отлично ездит на велосипеде, занимается фигурным
катанием. Так что проблем с письмом у него быть не должно.
Ответ:
Координация
больших движений имеет очень косвенное отношение к мелкой моторике. Поэтому
обязательные занятия с ребёнком по развитию графических умений, в этом возрасте
нужно точно копировать геометрические фигуры, соблюдая их пропорцию, линии должны
быть ровными, неразорванными, углы – чёткими.
Ожидание
родителей:
За год до школы мы начали учить
писать по прописям – так ему будет проще в 1 – м классе.
Ответ:
А вот
прописными лучше до школы не учить, т.к. мелкая моторика созревает настолько,
чтобы ребёнок овладел письмом, только к 7 годам, а переучивать ребёнка, когда у
него уже сформировался неправильный почерк, практически невозможно.
Главная задача родителей дошкольников
– соблюдать несколько важных правил:
1. Начинать
обучение письму можно только с печатных букв;
2.Рисовать,
обводить ребёнок может и карандашом, а вот когда вы целенаправленно начинаете
заниматься с ним подготовкой к письму, это нужно делать только ручкой. Причём
гелевая для этой цели не подходит: нужна обычная шариковая с прорезиненной
областью обхвата.
ВАЖНО: Не
берите громоздкие ручки с утолщенными насадками – их сложно держать, поэтому
процесс письма усложняется.
Самое главное, что нужно сделать до
школы, - это подготовить руку к письму.
1.Отлично
подойдут занятия лепкой: хоть из пластилина, хоть из глины;
2.Купите
ребёнку конструктор или мозайку: работа с мелкими деталями отлично развивает
моторику рук;
3.Очень
полезна штриховка. Пусть ребёнок заштрихует геометрические фигурки или элементы
рисунка. И лучше ручкой, чем карандашом. Это даст дополнительный опыт владения
ею.
Ожидание
родителей:
Мой ребёнок прекрасно эрудирован,
знает наизусть детскую физическую энциклопедию, помнит столицы всех государств.
Он непременно будет отличником.
Ответ:
Действительно,
встречаются дети, которые держат в голове огромный запас информации. Но это
нисколько не помогает им в учёбе, поскольку они не умеют её применять,
выстраивать причинно-следственные связи. Подготовка к школе должна быть
комплексной. Вместо того чтобы забивать голову ненужными сведениями, гораздо
полезнее заниматься развитием речи, моторики, внимания, зрительно –
пространственного восприятия.
Главное –
правильная организация! Чтобы любые школьные задачи были по плечу первоклашке,
у него должна быть сформирована организация деятельности.
ВАЖНО:
За последний
предшкольный год ребёнок должен научиться:
1. Понимать инструкцию
2. Удерживать её в памяти
3. Работать по плану
4. Не отвлекаться
5. Контролировать работу по ходу деятельности
и находить ошибку
6. Просить и принимать помощь
7. Завершать работу
Чем ближе 1 сентября, тем тревожнее родителям будущего
первоклассника. Ведь сразу же после того, как прозвенит первый звонок, малышу
придётся столкнуться с массой новых людей и непривычных ситуаций. Справится ли
он? Как попроситься в туалет? Как объяснить учительнице, что не понял правило?
Как рассказать, что тебя обижают одноклассники, не рискуя прослыть при этом
ябедой? К кому обратиться, если потерял школьные принадлежности? И много, много
другого произойдёт. Конечно, со временем ваш первоклашка разберётся, но чтобы
на первых порах он не смутился и не испугался, оказавшись в новом и не слишком
уютном месте, стоит заранее подготовить его.
ЗАДАЧА
РОДИТЕЛЕЙ – отыграть с первоклашкой ситуации, в которых он может оказаться:
1.Путь от
дома до школы и обратно.
2.Как пройти
в свой класс, чтобы не потеряться.
3.Научить
пользоваться общественным туалетом (показать) 4.Как себя
вести на переменах. (лестница, окна).
Что делать,
чтобы ребёнок хотел учиться?
Одна из
важнейших задач подготовки к школе – научиться правильно вести себя в новых
непривычных условиях, строить деловые отношения с учителем.
Если ребёнок
психологически не готов к новому типу отношений, и это негативно скажется на
школьной адаптации.
Однако во
многих семьях учёба разводит детей и родителей по разные стороны «баррикад».
|