Гости сайта |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Полезные сайты |
---|
|
|
Что делать, если у ребенка начинает хромать успеваемость в школе?
Что делать, если у ребенка начинает хромать успеваемость в школе?: советы
психолога.
Что делать, если у ребенка вдруг
начала хромать успеваемость, появились плаксивость, раздражительность, а в
дневнике – жирная двойка? Не очень приятная ситуация для любого из родителей.
Как же поступить – отругать, выпороть, отмахнуться, не взять во внимание?
Как начинается?
Важно, чтобы ребенок своевременно
пошел в школу. В первом классе за соседними партами сидят ребятишки, которым
шесть, семь и почти восемь лет. Естественно, больше предпосылок к хорошей
успеваемости у тех, кто постарше. Эти дети нередко пользуются авторитетом среди
товарищей, более уверенны в себе. Многие родители стремятся отдать ребенка в
первый класс как можно раньше, ошибочно принимая умение читать за полную
готовность к школе. Их малыш знает буквы, цифры, но тем не менее может быть еще
недостаточно усидчив. У него далеко не всегда бывает сформирована мотивационная
и волевая готовность к обучению.
И с первого дня занятий у такого
ребенка начинаются проблемы в школе?
Чаще всего первый класс такие ребятишки
благополучно проскальзывают, а проблемы с обучением у них начинаются со второго
класса, когда возрастают потоки информации, требующей закрепления, и начинает
оцениваться их труд. Вот тогда уже необходимо срочно корректировать ситуацию.
Как правило, особенно остро проблема проявляется к концу первой четверти.
Получается, что мы, родители,
больше виноваты в двойке, чем ребенок?
Увы, нередко бывает именно так. Самый
распространенный диагноз среди так называемых двоечников – синдром дефицита
внимания и гиперактивности. СДВГ – это фактически биологическая незрелость
мозга, которому не хватило времени для успешного функционирования к моменту
поступления ребенка в школу. Такой ребенок либо привлекает к себе внимание
своей импульсивностью, безудержностью, без конца вертится, либо, наоборот,
витает в облаках. СДВГ не является психическим заболеванием, но если ребенку не
помочь, то может резко понизиться успеваемость в школе, нарушатся социальные
отношения с одноклассниками и учителями. И возникнет общее ощущение своей
неполноценности и низкой самооценки.
Как же правильно реагировать
учителю на выходки такого непоседы?
Золотое правило для хорошего педагога – правило
"3 П" (понимание, признание и принятие). Ребенка с синдромом СДВГ
бесполезно ругать, он не сможет одним лишь усилием воли изменить свое
поведение. А вот учет психофизических особенностей поможет учителю из минуса
сделать плюс: нужно не бичевать и ругать, а давать такому ребенку как можно
больше поручений.
Что можно посоветовать папам и
мамам, чьи дети обучаются не так хорошо, как хотелось бы?
Прежде всего нужно объективно оценить, действительно
ли у ребенка существуют проблемы с обучением или просто-напросто уровень его
оценок не совпадает с вашими ожиданиями. Если у ребенка действительно
трудности, можно обратиться за помощью к школьному психологу . Очень поможет
любому ребенку правильно составленный режим дня, который скоординирует
действия. Не усаживайте ребенка сразу же за уроки после того, как он придет из
школы. Святые час-полтора он может позаниматься своими делами, просто
отдохнуть. Много раз говорилось о том, что школьнику нужно сбалансированное
питание. Это не пустые слова. Мне приходилось тестировать ребенка, который
демонстрировал плохие знания. Стоило сделать в занятиях перерыв и напоить
ребенка чаем с медом, как сразу его результаты на порядок улучшились. Важно
продумать безопасный путь в школу. Пусть дорога будет длинней, но зато менее
опасной.
А как реагировать на двойку? Не
хвалить же!
С похвалой нужно быть вообще
очень осторожным. Обязательно надо хвалить ребенка за то, что лично ему удается
не сразу и требует от него определенных усилий. А вот за выполнение того, что
ему дается легко, лишний раз хвалить не стоит. Независимо от того, какая
успеваемость у вашего ребенка в школе, задумайтесь о том, сколько положительных
установок на день вы даете ему утром, когда пьете чай перед школой.
Настраиваете его на доброе утро или ворчите и критикуете? Положительный настрой
мама может дать малышу даже во время своего отсутствия дома. К примеру,
прикрепить стикер на холодильник или на дверь его комнаты с нарисованной
улыбающейся мордашкой или надписью "Ты пришел – это здорово". Простой
тест поможет понять вам, как вы относитесь к ребенку. Представьте, что вы со
своим ребенком пьете чай за белой-белой скатертью. Вдруг он опрокидывает кружку
с чаем. Ваши действия? Приметесь ворчать, кричать или спокойно улыбнетесь –
ничего страшного, бывает! К некоторым детям во время занятий протянешь руку,
чтобы погладить, а ребенок вдруг отстраняется и вжимает голову в плечи, словно
боится удара. О чем я должна думать, как педагог?
Ну а если, к примеру, ребенок
дома устроил беспорядок, да еще и в школе подрался, как сделать ему замечание
так, чтобы не затронуть его самооценку?
Всегда оцениваем поступки, а не личность. Говорим
про беспорядок, но ни в коем случае не вешаем ярлык "неряха".
Разговор строим без излишней эмоциональности, кратко и по сути. Мальчик вообще
не способен выслушивать монолог дольше трех минут. После этого его мозг просто
отключается, и он вас не слышит.
Кстати, в школьной драке нет ничего противоестественного – драться можно, но
за правое дело. Ребенок должен уметь постоять за себя и за тех, кто слабее и не
может себя защитить. Прежде чем бичевать, нужно всегда разобраться в ситуации.
Но самое главное – ребенок должен знать, что вы его любите всегда:
сопливого, подравшегося, больного, здорового. Любите просто за то, что он есть.
Ребенок, которого в семье так любят, не побежит искать утешения на улицу.
СОВЕТЫ
СПЕЦИАЛИСТА
Как ругать
малыша?
Не
забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с
определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.
Ругая
мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите
ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать
эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать и слышать.
Ругая
девочку, помните об ее эмоциональной бурной реакции, которая мешает ей понять,
за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.
Девочки
могут капризничать из-за усталости (истощение правого, эмоционального,
полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение
активности левого, рационального, полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
Обучая
ребенка грамотному письму, не разрушайте основы врожденной грамотности. Ищите
причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки. Помните, что любой
ребенок может чего-то не знать, не уметь, в чем-то ошибаться.
Сравнивайте
успехи ребенка только с его собственными. И никогда не сравнивайте с другими
детьми, как бы вам не хотелось этого.
Остановитесь. Выдохните. Посмотрите на своего ребенка. Посмотрите в его
глаза. Он – самый лучший. Он – ВАШ.
|
Считаем деньки |
---|
|
|